Управление образования и науки Липецкой области
ГОБПОУ «Усманский промышленно-технологический колледж»
«Утверждаю»
Зам. директора по УР _________Н.А.Фитисова
Рабочая тетрадь
по практическим занятиям учебной дисциплины «Статистика»
для студентов 2 курса очного отделения специальности 40.02.01 «Право и
организация социального обеспечения»
Разработал преподаватель экономических
дисциплин_____________/В.Я. Ильченко/
Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии учетно – экономических дисциплин, протокол № 5 от «25» января 2020 г.
Председатель ЦМК ________/Е.Н.Колягина/
Усмань – 2020 г.
Методические указания по проведению практических работ по дисциплине «Статистика» для специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Составитель: Ильченко В.Я., преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей
ОДОБРЕНО Цикловой
комиссией Протокол №__ от «__»______201__г. Председатель:________/Колягина Е.Н./
|
Утверждаю Заместитель
директора
|
Методические указания по проведению практических работ предназначены для студентов ГОБПОУ «Усманский промышленно-технологический колледж» специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» для подготовки и проведению практических работ с целью освоения практических умений и навыков и профессиональных компетенций.
Методические указания по проведению практических работ составлены в соответствии с рабочей программой дисциплине «Статистика» ОПОП специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».
Введение
Методические указания по выполнению практических работ разработаны согласно рабочей программе ОП.10 «Статистика» и требованиям к результатам обучения Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».
Практические работы направлены на овладение обучающимися видом профессиональной деятельности – статистикой, в том числе на формирование всех общих и следующих профессиональных компетенций согласно ФГОС СПО:
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: реализация правовых норм в социальной сфере, выполнение государственных полномочий по пенсионному обеспечению, государственных и муниципальных полномочий по социальной защите населения.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
документы правового характера;
базы данных получателей пенсий, пособий и мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и семей, состоящих на учете;
пенсии, пособия, компенсации и другие выплаты, отнесенные к компетенциям органов и учреждений социальной защиты населения, а также органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
государственные и муниципальные услуги отдельным лицам, семьям и категориям граждан, нуждающимся в социальной поддержке и защите.
4.3. Юрист (базовой подготовки) готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
4.3.2. Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
5.1. Юрист (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
5.2. Юрист (базовой подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите.
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.
ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
5.2.2. Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.
ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.
Содержание
1. «Расчет абсолютных и относительных величин»……………………………7
2. «Исчисление различных видов относительных величин»…………………..9
1. Методические указания:
Используя исходные данные о площадях и валовых сборах зерновых культур рассчитать различные виды относительных величин и расчетные данные занести в аналитическую таблицу. Определить вид относительных величин. Сделать выводы.
2. Самостоятельная работа студентов
Аналитическая таблица № 2.
№ п/п |
Показатели |
Ед. изм. |
2018г |
2019 г. |
Вид относительных величин |
|
план |
факт |
|||||
1 |
Урожайность зерновых, всего в том числе |
ц/га |
|
|
|
|
|
озимой пшеницы |
ц/га |
|
|
|
|
|
ячменя |
ц/га |
|
|
|
|
|
овса |
ц/га |
|
|
|
|
2 |
выполнение планового задания по: |
|
|
|
|
|
|
посевным площадям зерновых культур |
% |
|
х |
|
|
|
валовым сборам зерновых культур |
% |
|
х |
|
|
3 |
Отклонение 2019 г. от 2018 г. по: |
|
|
|
|
|
|
посевным площадям
|
га % |
х |
х |
|
|
|
валовым сборам
|
га % |
х |
х |
|
|
|
урожайности
|
га % |
х |
х |
|
|
4 |
Удельный вес посевов отдельных культур в общей площади посева: |
|
|
|
|
|
|
озимой пшеницы |
% |
|
|
|
|
|
ячменя |
% |
|
|
|
|
|
овса |
% |
|
|
|
|
5 |
Удельный вес валовых сборов отдельных культур в общем валовом сборе зерна: |
|
|
|
|
|
|
озимой пшеницы |
% |
|
|
|
|
|
ячменя |
% |
|
|
|
|
|
овса |
% |
|
|
|
|
6 |
Удельный вес посевов озимой пшеницы по интенсивной технологии в общей площади посевов озимой пшеницы |
% |
|
|
|
|
Сделать выводы:______________________________________________________________
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Литература
Сергеева И.И, Чекулина Т.А., Тимофеева С.А. Статистика: учебник / И.И.Сергеева, Т.А.Чекунова, С.А.Тимофеева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2016. 304 с. – с.101 - 118
Практическая работа № 2
«Исчисление различных видов относительных величин»
Дидактическая цель: по исходным данным рассчитать аналитические показатели ряда динамики для анализа социально-экономических явлений.
Вид практических занятий: практические занятия.
Метод проведения: самостоятельная работа студентов.
Место проведения: кабинет № 11 – бухгалтерского учета, статистики, налогообложения и аудита.
Оборудование урока: рабочие тетради, калькуляторы, линейки, ручки, карандаши, резинки, корректор, ПК, мультимедийный проектор.
Выполнение задания
1. Методические указания:
а) средний уровень интервального ряда динамики определяется по формуле средней арифметической простой:
_ ∑ у
х = ----------
n
б) средний уровень моментного ряда динамики определяется по формуле средней хронологической:
_ 1/2 у1 + у2 + … + уn - 1 + 1/2 уn
х = -----------------------------------
n -1
в) абсолютный прирост уровня ряда динамики (Аn):
Аn = yі +1 - yі
г) темп роста (Тр):
yі+1
Тр = ----------
yі
д) темп прироста (Тпр):
Тпр = Тр – 1
е) абсолютное значение 1 % прироста:
1% = Аn : Тцеп.пр _
ж) средний темп роста (Тр):
_ n_______________________
Тр = √ Тр1* Тр2 * … * Тn -1 * Тn
_ n – 1 Уп
Тр = √ ---------
У1 _
з) средний темп прироста (Тпр):
_ _
Тпр = Тп – 1
к) средний абсолютный прирост (∆ у): Уп - У1
∆ у = -----------
n -1
2.Самостоятельная работа студентов:
№ п/п |
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
1 |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
2 |
Абсолютный прирост: а) базисный |
Х |
|
|
|
|
б) цепной |
Х |
|
|
|
|
|
3 |
Темп роста: а) базисный |
Х |
|
|
|
|
б) цепной |
Х |
|
|
|
|
|
4 |
Темп прироста: а) базисный |
Х |
|
|
|
|
б) цепной |
Х |
|
|
|
|
|
5 |
Абсолютное значение 1 % прироста: а) базисный |
Х |
|
|
|
|
б) цепной |
Х |
|
|
|
|
|
6 |
Средний уровень ряда |
|
||||
7 |
Средний темп роста |
|
||||
8 |
Средний темп прироста |
|
||||
9 |
Средний абсолютный прирост |
|
Сделать выводы.______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература
Сергеева И.И, Чекулина Т.А., Тимофеева С.А. Статистика: учебник / И.И.Сергеева, Т.А.Чекунова, С.А.Тимофеева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2016. 304 с. – с.101 - 118
Практическая работа № 3
«Графическое изображение рядов распределения»
Дидактическая цель: по исходным данным изобразить ряды распределения – полигон, гистограмму, кумуляту и огиву распределения, сделать краткий вывод о роли каждого вида графиков для характеристики рядов распределения.
Вид практических занятий: практические занятия.
Метод проведения: самостоятельная работа студентов.
Место проведения: кабинет № 11 – бухгалтерского учета, статистики, налогообложения и аудита.
Оборудование урока: рабочие тетради, калькуляторы, линейки, ручки, карандаши, резинки, корректор.
Выполнение задания
Анализ рядов распределения можно для наглядности проводить на основе их графического изображения. Для этой цели строят полигон, гистограмму, огиву и кумуляту распределения.
У
|
. |
.
|
. |
. |
Рис. 1. Полигон распределения Х
У
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|||||
|
|
||||
|
Рис.2 Гистограмма распределения Х
У
. |
. |
. |
. |
. |
|
Х
Рис. 3. Кумулята распределения
Х
. |
. |
. |
. |
. |
. |
У
Рис.4. Огива распределения
Исходные данные:
а) дискретный ряд распределения: 1) результаты обследования 50 семей по числу членов: 2,5,3,4,1,3,6,2,4,3,4,1,3,5,2,3,4,4,3,3,2,5,3,4,1,3,3,4,4,3,2,5,3,1,4,3,4,2,6,3,2,3,1,6,4,4,3,2,4,3.
2) в случайном порядке было отобрано 50 личных карточек студентов и выписаны их экзаменационные оценки по математике: 4,4,2,3,5,3,5,4,3,3,4,2,4,3,5,4,4,3,3,3,2,2,3,4,5,4,3,3,2,4,4,3,4,3,3,4,2,3,3,3,5,3,3,3,4,5,2,4,3,3.
б) интервальный ряд распределения: 1) на 50 сортоиспытательных участках определена следующая урожайность озимой пшеницы (ц/га): 13,9-12,4-13,1-6,3-11,8-11,6-10,5-10,4-10,6-11,3-15,1-11,7-11,3-10,2-11,0-10,7-8,2-10,2-15,1-9,6-14,0-12,5-13,2-6,4-11,9-11,7-10,6-10,5-10,5-10,7-11,2-15,0-11,6-11,2-10,1-10,9-10,6-8,1-9,5-10,1-15,0-11,6-10,5-10,4-10,6-11,3-15,1-11,7-11,3-10,2.
2) среднемесячная зарплата 50 работников хозяйства за истекший год составила (тыс. руб.): 21,8-20,5-13,0-18,3-19,0-22,0-17,7-18,4-11,0-9,2-12,5-13,8-14,4-15,7-18,9-16,0-17,1-16,9-18,5-19,9-7,0-8,0-10,1-12,2-20,4-15,0-15,5-28,0-7,0-14,4-26,6-7,5-8,2-18,0-25,0-27,6-19,7-14,3-15,3-28,0-20,1-10,2-16,9-16,8-18,5-11,5-19,1-27,6-15,8-16,2.
Краткие методические указания:
1) перед построением ряда распределения следует упорядочить данные в порядке возрастания или убывания. Определить размах вариации:
R = Х maх – Х min, где
Х maх – максимальное значение признака в наборе данных,
Х min – минимальное значение.
Определите величину интервала по формуле:
R
i = ------------------ , где
1 + 3,322 lgN
N – число наблюдений.
Определите интервалы и запишите ряд в табличной форме после подсчета частот.
Интервал Хi – Хi-1 |
|
|
|
|
Сумма частот |
Частота f |
|
|
|
|
|
Середина интервала |
|
|
|
|
|
Сделать выводы:___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература
Сергеева И.И, Чекулина Т.А., Тимофеева С.А. Статистика: учебник / И.И.Сергеева, Т.А.Чекунова, С.А.Тимофеева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2016. 304 с. – с.180 – 218, 90 – 101.
Практическая работа № 4
Тема: «Исчисление различных видов средних величин»
Дидактическая цель: по исходным данным рассчитать различные формы и виды средних величин для характеристики изучаемого объекта. Сделать краткий вывод о его состоянии и динамике развития.
Вид учебных занятий: практические занятия.
Метод проведения: самостоятельная работа студентов.
Место проведения: кабинет № 11 – бухгалтерского учета, статистики, налогообложения и аудита.
Оборудование урока: инструкционные карты, рабочие тетради, мультимедийный проектор, компьютеры, Интернет, электронные учебники, линейки, ручки, карандаши, резинки, корректор.
Выполнение задания
- Средняя арифметическая простая (невзвешенная):
Таблица «Товарооборот по торговым центрам»
Экономический показатель |
Торговый центр (i) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Товарооборот (млн. руб.) хi |
130 |
142 |
125 |
164 |
127 |
_ х1+х2+ … + хп Σхi
х = --------------------- = ------- , где i= 1…n
n n
- Средняя арифметическая взвешенная.
Таблица «Результаты торгов акциями»
Сделка |
Количество проданных акций, шт. (mi) |
Курс продажи, руб. (хi) |
1 |
500 |
1080 |
2 |
300 |
1050 |
3 |
1100 |
1145 |
_ Σхi mi
х = ---------- , где i = 1…k
Σ mi
Таблица «Реализация товаров на рынке»
Оптовый рынок |
Средняя цена |
Количество единиц товара |
1 |
43 |
100 |
2 |
42 |
1000 |
При расчете средней по интервальному вариационному ряду необходимо знать середину интервала
Таблица «Распределение отрасли по объему годовой прибыли»
Прибыль, млн. руб. |
Средняя прибыль, млн. руб. |
Число предприятий |
До 20 |
15 |
7 |
20 – 30 |
… |
13 |
30 – 40 |
… |
38 |
40 – 60 |
… |
42 |
60 – 80 |
… |
16 |
80 и более |
90 |
5 |
Итого |
- |
121 |
2. Средняя гармоническая невзвешенная.
_ n
х = ---------- , где i = 1…k
1
Σ ---
хi
Упаковкой и отправкой товаров занимаются два работника фирмы. Первый из них на обработку одного заказа затрачивает 8 мин., второй – 14 мин. Каковы средние затраты времени на 1 заказ, если общая продолжительность рабочего времени у работников равна (1 час работы = 60 мин.)
3. Средняя гармоническая взвешенная.
Таблица «Валовой сбор и урожайность подсолнечника по ЦЧР (в хозяйствах всех категорий).
Область |
Валовой сбор, тыс. т. |
Урожайность, ц/га |
Белгородская |
97 |
16,1 |
Воронежская |
204 |
9,5 |
Курская |
0,5 |
4,8 |
Липецкая |
16 |
10,9 |
Тамбовская |
69 |
7,0 |
_ Σ wi
х = --------- , где wi = xi mi
wi
Σ ----
xi
4. Средняя геометрическая.
Таблица «Рост объема инвестиции, выполненных предприятием за счет собственных средств за 2014 – 2019 гг.»
Годы |
Объем инвестиций, выполненный предприятием за счет собственных средств (млн.руб.) - Уi |
Отношение объема инвестиций данного года к объему инвестиций в предыдущем году (коэф. роста) - Хi |
2014 (базисный) |
2,500 |
- |
2015 |
2,625 |
1,05 |
2016 |
2,810 |
1,07 |
2017 |
3,060 |
1,09 |
2018 |
3,370 |
1,10 |
2019 |
3,770 |
1,12 |
_ n ____________
а) х = √ х1*х2* … *хn , где n = 5
_ n-1 Ук
б) х = √ ----- , где n= 6
Ун
3. Средняя хронологическая.
_ 1/2 у1 + у2 + … уn-1 + 1/2 уn
х = ----------------------------------------- , где уi = 1420, 3840, 7156, 3280, 2910,
n-1
3826, 2958, 2564, 3568, 3547, 2235, 3365, 4523 (тыс. руб.) – на 1 число месяца
6. Средняя квадратическая простая.
2 2 2
_ х1 + х2 + … хn
х = √ ------------------- , где хi – сторона квадратных делянок = 500, 700, 900
n
7. Средняя квадратическая взвешенная.
________
|
_ Σ хi fi
х =√ --------------- , где х – индексируемая величина, f – частота
Σ fi
На улице имеются 5 деревьев с диаметром ствола 0,2м, 10 деревьев с диаметром ствола 0,3 м и 7 деревьев с диаметром ствола 0,4м. Определить средний диаметр ствола одного дерева на улице.
Сделать выводы:____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Литература
Сергеева И.И, Чекулина Т.А., Тимофеева С.А. Статистика: учебник / И.И.Сергеева, Т.А.Чекунова, С.А.Тимофеева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2016. 304 с. – с.118 – 146
Практическая работа № 5
«Определение среднего уровня изучаемого явления и анализ полученных
результатов»
Дидактическая цель: по исходным данным рассчитать различные виды средних величин и показатели вариации для характеристики изучаемого объекта, сделать выводы о его состоянии и определить тенденции по развитию изучаемых явлений.
Вид учебных занятий: практические занятия.
Метод проведения: самостоятельная работа студентов.
Место проведения: кабинет № 11 – бухгалтерского учета, статистики, налогообложения и аудита.
Оборудование урока: рабочие тетради, калькуляторы, линейки, ручки, карандаши, резинки, корректор, ПК, мультимедийный проектор.
Выполнение задания
1. Исходные данные:
В городе, где 500 тыс. семей проведено выборочное социально-экономическое обследование (по методу случайного отбора) 100 семей на предмет уровня жизни населения. После сводки и группировки данных определено, что:
1 чел. имеется в 10 семьях;
2 чел. имеется в 15 семьях;
3 чел. имеется в 32 семьях;
4 чел. имеется в 26 семьях;
5 чел. имеется в 9 семьях;
6 чел. имеется в 6 семьях;
7 чел. имеется в 1 семье;
8 чел имеется в 1 семье.
Необходимо: подсчитать локальные и накопленные частоты; построить графическое изображение полигона распределения дискретного ряда и кумуляты в виде накопленных частот; определить моду и медиану; среднюю; среднее квадратическое отклонение; дисперсию; коэффициент вариации.
2. Методические указания:
а) подсчет локальных и накопленных частот произвести в таблице 1.
Число членов в одной семье, чел (х) |
Локальные частоты (f) |
Накопленные частоты (кумулята) - ∑ f |
1 |
10 |
10 |
2 |
15 |
25 |
3 |
32 |
57 |
4 |
… |
… |
5 |
… |
… |
6 |
… |
… |
7 |
… |
… |
8 |
… |
100 |
Итого |
100 |
- |
б) Полигон распределения
У
40
32 30 26
20
15
10 |
(число семей)
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
1 2 3 4 5 6 7 8 Х (чел) |
0
в) Кумулята
У |
(число семей) |
|||||||
100 |
||||||||
99 |
|
|
|
|
|
|
|
|
98 |
|
|
|
|
|
|
|
|
92 |
|
|
|
|
|
|
|
|
83 |
|
|
|
|
|
|
|
|
57 |
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 1 2 3 4 5 6 7 8 Х (чел)
г) Мода в дискретном ряду определяется по ƒмах;
д) Медиана в дискретном ряду находится посередине ряда;
е) Средняя определяется по формуле средней арифметической взвешенной:
_ ∑ х * ƒ
Х = -----------
∑ ƒ
ж) Среднее квадратическое отклонение (взвешенное) рассчитывается по формуле:
_
∑ (х – х)2 *ƒ
σ = √-----------------
∑ƒ
з) Дисперсия (взвешенная) рассчитывается по формуле:
_
∑ (х – х)2 *ƒ
σ2 = -----------------
∑ƒ
к) Коэффициент вариации рассчитывается по формуле:
σ
U = -------- * 100 %
Х ср.
Сделать выводы:_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература
Сергеева И.И, Чекулина Т.А., Тимофеева С.А. Статистика: учебник / И.И.Сергеева, Т.А.Чекунова, С.А.Тимофеева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2016. 304 с. – с.118 – 146
Практическая работа № 6
«Расчет индивидуальных и общих индексов (в форме агрегатных и средних индексов)»
Дидактическая цель: по исходным и формулам индексов рассчитать агрегатный, средний арифметический и средний гармонический индексы для анализа социально-экономических явлений.
Вид практических занятий: практические занятия.
Метод проведения: самостоятельная работа студентов.
Место проведения: кабинет № 11 – бухгалтерского учета, статистики, налогообложения и аудита.
Оборудование урока: рабочие тетради, калькуляторы, линейки, ручки, карандаши, резинки, корректор, ПК, мультимедийный проектор.
Выполнение задания.
1. Исходные данные:
На основании данных о реализации по группам товаров вычислить:
а) индивидуальные и общие индексы цен;
б) общий индекс физического объема продукции;
в) сумму экономии, полученную населением за счет общего снижения цен на данные товары.
Наименование групп |
Продано в фактических ценах реализации (тыс. руб.) |
Изменение цен в отчетном периоде по сравнению с базисным, % |
||
Базисный период |
Отчетный период |
∆ p |
||
p0q0 |
p1q1 |
|||
Овощи |
170 |
240 |
- 10 |
|
Мясо и мясопродукты |
230 |
220 |
5 |
|
Кондитерские изделия |
160 |
170 |
Без изменений |
|
Итого |
… |
… |
- |
|
3. Методические указания:
100 +/- ∆ p
1.Индивидуальные индексы цен рассчитываются: ip = ---------------
100
p 1 p 1
ip = -------, откуда p0 = -------
p0 ip
2. общий индекс физического объема:
∑ q1 p1 / ip
I физ.об. = --------------
∑ q0 p0
∆ pq = ∑q1 p1/ ip - ∑ q0 p0 – показывает изменение физического объема в отчетном периоде по сравнению с базисным с учетом изменения цен отчетном периоде по сравнению с базисным.
3. средний арифметический индекс физического объема:
∑ iq*q0*p0 q0*p1 q1*p1
Iср-ариф. физ. об. = -------------------------, где iq = ------------; q0*p1 = --------;
∑ q0*p0 q0*p0 ip
∆ pq = ∑ iq*q0*p0 - ∑ q0*p0 – показывает изменение физического объема в базисном периоде с учетом изменения цен в отчетном периоде.
3а. средний гармонический взвешенный индекс физического объема продукции:
∑p1 q1
Iср-гарм. физ. об. = --------------
∑p1 q1 / iq
∆ pq = ∑p1 q1 - ∑p1 q1 / iq - показывает изменение физического объема в базисном периоде с учетом изменения цен в отчетном периоде.
4. средний гармонический индекс цен:
∑p1 q1 ∑p1 q1
Iср.гарм.. цен. = ---------------------- : ---------------
∑p1 q1 / ip ∑pо q1
+/-∆ pq = ∑p1 q1 - ∑p1 q1 / ip = ∑p1 q1 - ∑p0 q1, где «-» - экономия, «+» - перерасход денежных средств населения – сумма экономии (перерасхода), полученная населением за счет общего снижения цен на данные товары.
4а. средний арифметический индекс цен:
∑p1 q0 ∑ ip p0 q0
Iср.гарм.. цен. = ------------------- = --------------------
∑p0 q0 ∑p0 q0
+/-∆ pq = ∑p1 q0 - ∑p0 q0 - где «-» - экономия, «+» - перерасход денежных средств населения – сумма экономии (перерасхода), полученная населением за счет общего снижения цен на данные товары.
5. Общий индекс стоимости продукции (товарооборота):
∑p1 q1
Iтоварооб. = ----------------
∑p0 q0
∆ pq = ∑p1 q1 - ∑p0 q0 – показывает прирост стоимости продукции (товарооборота) за счет изменения объема продаж и цен на товары в отчетном периоде по сравнению с базисным.
Сделать выводы:_____________________________________________________________________
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Литература
Сергеева И.И, Чекулина Т.А., Тимофеева С.А. Статистика: учебник / И.И.Сергеева, Т.А.Чекунова, С.А.Тимофеева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2016. 304 с. – с.146 -180
Практическая работа № 7
«Изучение структурных сдвигов и факторный анализ на основе индексного метода»
Дидактическая цель: по исходным данным, используя формулы индексов рассчитать индексы постоянного (фиксированного) и переменного состава, индексы с постоянной и переменной базой сравнения (базисные и цепные) для анализа социально-экономических явлений.
Вид практических занятий: практические занятия.
Метод проведения: самостоятельная работа студентов.
Место проведения: кабинет № 11 – бухгалтерского учета, статистики, налогообложения и аудита.
Оборудование урока: рабочие тетради, калькуляторы, линейки, ручки, карандаши, резинки, корректор, ПК, мультимедийный проектор.
Выполнение задания
1. Исходные данные:
Таблица. Реализация продуктов на рынке.
Виды продуктов |
Количество реализованных продуктов, кг |
Цена за 1 кг(л), руб. |
||||
Май (q0) |
Июнь (q1) |
Июль (q2) |
Май (p0) |
Июнь (p1) |
Июль (p2) |
|
Мясо |
600 |
640 |
580 |
280 |
270 |
260 |
Молоко |
4000 |
4200 |
4800 |
40 |
45 |
50 |
Определите: 1) Общие индексы цен (цепные и базисные); 2) общие индексы физического объема (цепные и базисные). Сделать выводы.
4. Методические указания:
Расчет производится по следующим формулам:
1) индексы физического объема с постоянными весами:
∑p1 q0
Iфиз. объема продукции = ----------------;
∑p0 q0
баз.1 ∑p1 q0 баз.2 ∑p2 q0
Iфиз. объема продукции = ----------------; Iфиз. объема продукции = ----------------;
∑p0 q0 ∑p0 q0
цеп.1 ∑p1 q0 цеп.2 ∑p2 q0
Iфиз. объема продукции = ----------------; Iфиз. объема продукции = ----------------;
∑p0 q0 ∑p1 q0
цеп.1 цеп.2 баз.2
Iфиз. объема продукции * Iфиз. объема продукции = Iфиз. объема продукции
баз.2 баз.1 цеп.2
Iфиз. объема продукции : Iфиз. объема продукции = Iфиз. объема продукции
2) индексы физического объема с переменными весами:
цеп.1 ∑p1 q1 цеп.2 ∑p2 q2
Iфиз. объема продукции = ----------------; Iфиз. объема продукции = ---------------;
∑p0 q1 ∑p1 q2
баз.1 ∑p1 q1 баз.2 ∑p2 q2
Iфиз. объема продукции = -------------; Iфиз. объема продукции = - --------------;
∑p0 q1 ∑p0 q2
цеп.1 цеп.2 баз.2
Iфиз. объема продукции * Iфиз. объема продукции ≠ Iфиз. объема продукции
баз.2 баз.1 цеп.2
Iфиз. объема продукции: Iфиз. объема продукции ≠ Iфиз. объема продукции
3) Индексы цен с постоянными весами:
∑p1 q1
Iцен = ----------------;
∑p0 q1
баз.1 ∑p1 q1 баз.2 ∑p2 q1
Iцен = ---------------; Iцен = ----------------;
∑p0 q1 ∑p0 q1
цеп.1 ∑p1 q1 цеп.2 ∑p2 q1
Iцен = ----------------; Iцен = ----------------;
∑p0 q1 ∑p1 q1
цеп.1 цеп.2 баз.2 баз.2 баз.1 цеп.2
Iцен * Iцен = Iцен; Iцен : Iцен = Iцен;
4) индексы цен с переменными весами:
баз.1 ∑p1 q1 баз.2 ∑p2 q2
Iцен = --------------; Iцен = ---------------;
∑p0 q1 ∑p0 q2
цеп.1 ∑p1 q1 цеп.2 ∑p2 q2
Iцен = ---------------; Iцен = ---------------;
∑p0 q1 ∑p1 q2
цеп.1 цеп.2 баз.2 баз.2 баз.1 цеп.2
Iцен * Iцен ≠ Iцен; Iцен : Iцен ≠ Iцен;
3. Самостоятельная работа студентов.
Сделать выводы по расчетам._________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература
Сергеева И.И, Чекулина Т.А., Тимофеева С.А. Статистика: учебник / И.И.Сергеева, Т.А.Чекунова, С.А.Тимофеева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2016. 304 с. – с.146 -180
Практическая работа № 8
«Расчет показателей естественного и механического движения населения»
Дидактическая цель: по исходным данным произвести расчет показателей естественного и механического движения населения.
Вид практических занятий: практические занятия.
Метод проведения: самостоятельная работа студентов.
Место проведения: кабинет № 11 – бухгалтерского учета, статистики, налогообложения и аудита.
Оборудование урока: рабочие тетради, инструкционные карты, исходные данные, мультимедийный проектор, компьютер, Интернет-ресурсы, калькуляторы, линейки, ручки, карандаши, резинки, корректор.
Выполнение задания
Задача 1. Определение численности категорий населения.
При проведении переписи населения учетчиком установлено, что в момент переписи в доме №… по ул. …, кроме постоянно проживающих 170 чел., находились также такие лица: приехали в командировку – 6 чел.; приехали в отпуск к родным – 4 чел. Учетчиком установлено, что из числа постоянно проживающих отсутствовали: находились на работе в ночную смену – 8 чел.; отдыхали за границей по туристической путевке – 3 чел.; находились в командировке в других городах – 7 чел.; находились в армии – 5 чел.; находились в больнице – 2 чел., один из которых умер к моменту переписи. Рассчитайте численность категорий населения в доме. Сделайте выводы.
Методические указания
- ПН (постоянное население) = постоянно проживающих + находились на работе в ночную смену + отдыхали за границей по туристической путевке + находились в командировке в других городах + находились в больнице.
- НН (наличное население) = постоянно проживающих + приехали в командировку + приехали в отпуск к родным.
- ВО (временно отсутствующее население) = находились на работе в ночную смену + отдыхали за границей по туристической путевке + находились в командировке в других городах + находились в больнице.
- ВП (временно проживающее население) = приехали в командировку + приехали в отпуск к родным.
Проверка:
ПН = НН – ВП + ВО
Задача 2. Расчет средней численности населения.
Численность населения города составила: на 01.01 - 102 тыс.чел.; на 01.04 – 104 тыс.чел.; на 01.07 – 107 тыс.чел.; на 01.10 – 105 тыс.чел.; на 01.01 сл. года – 112 тыс.чел. Определите среднегодовую численность населения города. Сделайте выводы.
Методические указания
Формула средней хронологической:
_ ½ S1 + S2 + … + Sn-1 + ½ Sn
S ср = -----------------------------------------
n- 1
Формула средней арифметической:
_ S н + Sк
S ср = --------------
2
Задача 3. Вычисление показателей движения населения.
Численность населения в городе (чел): на 01.01 – 290100; на 01.01 след. года – 280000; родилось за год – 2140; умерло за год – 4060; прибыло на постоянное место жительства – 2020; выбыло в другие места – 2360. Определите показатели движения населения. Сделайте выводы.
Методические указания.
- Общий коэффициент рождаемости (n):
N * 1000
n = ------------- , где
Sсред
N - количество рожденных за год;
Sсред – среднегодовая численность наcеления.
- Общий коэффициент смертности (m):
М * 1000
m = --------------
Sсред
M – число умерших за год.
3. Коэффициент естественного прироста населения (Кест.п.):
N - М
Кест.п. = --------- * 1000
Sсред
4. Коэффициент жизненности населения:
N
Кж = ----- * 100
М
- Коэффициент прибытия (Кп):
П
Кп = -------- * 1000
Sсред
П – количество прибывшего населения в город.
6. Коэффициент выбытия (Кв):
В
Кв = --------- * 1000
Sсред
В – количество выбывшего населения из города.
6. Коэффициент механического прироста населения (Км.п.):
(П – В)
Км.п. = ------------- * 1000
Sсред
8. Коэффициент общего прироста (Ко.п.):
(N – М + П – В)
Ко.п. = ------------------------ * 1000
Sсред
Задача 4. Вычисление численности населения на перспективу.
Численность населения области на 1 января 2019 года составила 1,2 млн.чел. Среднегодовой темп прироста населения в предыдущие 5 лет составил 20 ‰. Вычислите вероятную численность населения области на 1 января 2024 года. Сделайте выводы.
Ко.п. t
S1 = S0 * (1 + ----------)
1000
где S1 – численность населения в прогнозируемый период;
S0 – численность населения в начальный период;
К о.п. – среднегодовой коэффициент общего прироста населения, в промиллях;
t – количество лет от начальной даты.
Сделать выводы:_____________________________________________________________________
Литература
Маличенко И.П. Социально-экономическая статистика с решением типовых задач / И.П.Маличенко, Е.М.Бортник, О.Е.Лугинин. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 379 с. – с.296 – 303
Практическая работа № 9
«Расчет показателей занятости и безработицы»
Дидактическая цель: по исходным данным произвести расчет показателей занятости и безработицы.
Вид практических занятий: практические занятия.
Метод проведения: самостоятельная работа студентов.
Место проведения: кабинет № 11 – бухгалтерского учета, статистики, налогообложения и аудита.
Оборудование урока: рабочие тетради, инструкционные карты, исходные данные, мультимедийный проектор, компьютер, Интернет-ресурсы, калькуляторы, линейки, ручки, карандаши, резинки, корректор.
Выполнение задания
Задача 1.Вычисление показателей занятости населения.
Численность населения области на начало года составляла 2,2 млн. чел. Коэффициент работоспособности населения составляет 53,8 %, коэффициент работоспособности населения работоспособного возраста – 96,9 %. В народном хозяйстве заняты 760 тыс. чел. Численность зарегистрированного незанятого населения работоспособного возраста составляла 5,1 тыс. чел.(Sбезр). Определите: 1) численность работоспособного населения; 2) численность работоспособного населения работоспособного возраста; 3) численность экономически активного населения; 4) общий уровень занятости населения; 5) уровень занятости населения работоспособного возраста; 6) уровень занятости экономически активного населения; 7) уровень безработицы. Сделать выводы.
Методические указания.
- Численность работоспособного населения (Sрн):
Sрн = Крн * Sн/ 100%
где Крн – коэффициент работоспособного населения (%);
Sн – численность населения области.
- Численность работоспособного населения работоспособного возраста (Sр.н.р.в):
Sр.н.р.в = Кр.н.р.в * Sрн/ 100 %
где Кр.н.р.в – коэффициент работоспособности населения работоспособного возраста (%).
- Численность экономически активного населения (Sз.а.н):
Sэ.а.н = Sз.н + Sн.з
где Sз.н – численность занятого населения в народном хозяйстве;
Sн.з – численность незанятого населения.
- Общий уровень занятости населения (Кз.н):
Sз.н
Кз.н = -------- * 1000
Sн
- Уровень занятости населения работоспособного возраста (Кз.р.в):
Sз.н
Кз.р.в = ---------- * 1000
Sрн
- Уровень занятости экономически активного населения (Кз.э.а.н):
Sз.н
Кз.э.а.н = ------------ * 1000
Sэ.а.н
- Уровень безработицы:
Sбезр
Рбезр = ---------- * 100 %
Sэ.а.н
Задача 2. Вычисление показателей естественного и механического движения населения.
Имеются следующие данные о численности населения города за год (тыс.чел.): численность постоянного населения на 01.01 – 820,0; численность временно проживающих – 17,6; из количества постоянного населения на 01.01 были отсутствующими – 7,5; родилось за год – 19,6; умерло за год 11,2; вернулись на постоянное проживание из числа временно отсутствующих – 5,8; выехали на постоянное проживание в другие города из числа постоянных жителей – 2,8; численность женщин в возрасте 15 – 49 лет на начало года – 212,0, на конец года – 226,0. Определите: 1) численность наличного населения на конец года; 2) численность постоянного населения на конец года; 3) среднюю численность наличного, постоянного населения и женщин в возрасте 15 – 49 лет; 4) коэффициенты рождаемости, смертности, жизненности, природного движения населения. Сделайте выводы.
Методические указания.
- Проверка расчетов: ПН (постоянное население) = НН (наличное население) – ВП (временно проживающие) + ВО (временно отсутствующие)
- Расчет средних: по ПН, НН, женщинам проводится по формуле средней арифметической простой
N*1000
- К рождаемости = -------------
НН сред
М * 1000
4. К смертности = -------------
НН сред
N * 100 %
5. К жизненности = ---------------
M
N – M
6. К ест. прироста = ------------- * 1000
НН сред
Задача 3. Вычисление показателей занятости населения.
По состоянию на 01.01 отчетного года население областного центра составляло: численность населения – 1200 тыс. чел.; из них лица в дорабочем возрасте составляют 18,6 %, в рабочем возрасте – 57,6 %, в пенсионном возрасте – 23,8 %. Численность инвалидов 1 и 2 групп в работоспособном возрасте 0,26 тыс. чел. Во всех сферах экономической деятельности заняты 510 тыс. чел. Количество зарегистрированных безработных – 0,32 тыс.чел. Определите: 1) численность населения в дорабочем, рабочем и пенсионном возрасте; 2) показатель работоспособности всего населения; 3) численность экономически активного населения; 4) уровень безработицы. Сделайте выводы.
Методические указания
1. Численность населения в дорабочем возрасте;
Численность населения на 01.01 * 18,6 %
-------------------------------------------------------
100 %
2. Численность населения в рабочем возрасте:
Численность населения на 01.01 * 57,6 %
---------------------------------------------------------
100 %
3. Численность населения в пенсионном возрасте:
Численность населения на 01.01 * 23,8 %
100 %
4. Показатель работоспособности всего населения:
Занятые экономической деятельностью
-------------------------------------------------------- * 100 %
Численность населения на 01.01
- Численность экономически активного населения: (Чэ.а.н.)
Чэ.а.н. = Занятые экономической деятельностью + Количество зарегистрированных безработных
- Уровень безработицы:
Количество зарегистрированных безработных
---------------------------------------------------------------------- * 100 %
Занятые во всех сферах экономической деятельности
Сделать выводы:_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература
Маличенко И.П. Социально-экономическая статистика с решением типовых задач/ И.П.Маличенко, Е.М.Бортник, О.Е.Лугинин. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 379 с. – с.296 – 303